Ученые считают, что есть достоверные доказательства появления человека на территории современной Шотландии уже 8000 лет назад, а признаком первых поселений — около 6000 лет. Традиционно Шотландия ведет отсчет своей истории с 843 года...
Первыми людьми, о которых можно с точностью говорить, что они заселяли Британию, были кимри (Cimmerii или Cymri). Они происходили с территорий центральной Азии и Ближнего Востока, откуда во все времена шло и идёт до сих пор (!) заселение Европы. Но в те времена виз, квот и таможни, похоже, не было. Поэтому наиболее отважные из тех племён перебирались на своих хрупких лодках или плотах через пролив вот на такой яхте
или таком круизном лайнере
и оказывались в стране необетованной, т.е. на огромном необитаемом острове, которой сегодня гордо называется Британией. Нам мало что известно о тех отважных пионерах. Определёно они занимались охотой - благо Британия тогда кишела всяческим зверьём, возможно даже, что они разводили домашний скот, и уж одно известно наверняка - в моде у них были шкуры зверей.
Что касается их жилищ, то до дворцов и дач они ещё не додумались, а потому жили в простых землянках (weems или cairns), в которых и в наше время кое-кто предпочитает обитать. То были вырытые в земле жилища, обложенные каменными глыбами и укрытые сверху землёй таким образом, что их невозможно было даже заметить, проходя мимо.
Партизанам их опыт был бы очень кстати. Weems находили по всей Шотландии, но больше всего в графстве Абердиншир. Вероятно, там климат был получше и глобальное потепление те места ещё не затронуло. Тем не менее, как и любое жилище тех времён, эти убежища служили аборигенам укрытием от непогоды и от врагов, двуногих и четвероногих.
Своих вождей они хоронили в гробницах (cist), напоминавших склепы, которые также часто находили на территории Шотландии. В общем, надо заметить, что гробницы у них выходили куда более комфортные и уютные, нежели обычные землянки. Посмотрите только на эту великолепную Гробницу Орлов (Tomb of the Eagles) на Оркнейских островах. В наше время мало кто сможет удостоиться почести быть погребённым в столь прекрасном мавзолее.
В этих гробницах (tomb или cists) находили предметы, сделанные в каменном веке с помощью, разумеется, каменных же инструментов, а также домашний инвентарь и примитивное оружие, которые клали в гробнице в надежде, - возможно даже и небезосновательной, кто знает, - что вещи ещё потребуются почившим.
Но как бы то ни было, всё это доказывает, что эти люди, по крайней - мере при жизни, пользовались каменными топорами и деревянными дубинами в качестве оружия (хотя, возможно, они изготавливали и более сложные инструменты).
Ладно, поехали дальше. Затем началось кельтское нашествие. Эти племена начали мигрировать на запад - думаю, вы легко догадается откуда - конечно же из Центральной Азии, откуда же ещё. В 4-м веке до н.э. они гигантским цунами обрушились на Италию и Грецию, угрожая похоронить эти государства со всеми потрохами, т.е. я хотел сказать, с их бесценной культурой, конечно же. Риму лишь с огромным трудом, ценой огромных потерь удалось защититься. А кельты тем временем смешались с народами, заселявшими центральную и западную Европу - с иберийцами, с кимри. К этому времени местные аборигены уже научились делать предметы из бронзы и тем самым, сами того не ведая, положили начало бронзовому веку (Хотя, конечно, это был не один век, а много-много веков).
Будем называть людей, живших в то далёкое время на территории современной Шотландии, каледонийцами, ибо Каледония - первое историческое название Шотландии, данное ей римлянами. Так вот, среди каледонийцев стало развиваться искусство, они изготовляли различные бронзовые побрякушки. Благодаря металлическим предметам стало возможным расчищать леса и обрабатывать землю. Чуть позже появилось железо, сначала - с целью изготовления оружия, затем и для более мирного применения. Каледонийцы стали делать железные деньги в виде круглых монет. Также они начали использовать и золото, в основном для украшений, которые часто клались вместе с умершими. Каледонийцы научились изготавливать ткани - на территории Шотландии археологи находят примитивные прялки.Примерно в то время жители Каледонии научились строить здания. И одним из подтверждений этому служат brochs (брохс) - каменные башни, остатки которых существуют и поныне, 370 по всей Шотландии. Это были башни, сделанные из отлично подогнанных камней, высотой до 20 метров и диаметром 10-15 метров, толщина стен которых доходила до несколько метров. Когда надвигалась опасность всё население укрывалось в такой башне, где хранились запасы воды и пищи, с помощью которых можно было переждать, пока враг отступит.
Трудно судить, перед чем преклонялись и что обожествляли каледонийцы в те далёкие времена, ибо никаких идолов археологи не находят. Но известно, что в I-м тысячелетии до н.е. появился религиозный культ друидов. Священным растением у друидов была Омела.
В качестве алтарей, около которых проходили ритуалы, использовались огромные камни, поставленные вертикально. Напоминанием об этой кельтской религии служат каменные круги, которые когда-то были храмами друидов. Самые крупные стоящие камни находятся на Оркни в местечке Stennes. Конечно, что ни говори, английский Стоунхендж более известен, хотя камушки там, в общем то, будут помельче. Судите сами.
По видимому, эту религию, в которой обожествлялись природные силы и в первую очередь Солнце, принесли с собой с востока переселявшиеся племена кельтов. У друидов была хорошо отлаженная иерархическая система. Класс друидов обладал священной неприкосновенностью, он фактически управлял всем обществом древних кельтов.
Часты были жертвоприношения - животных, да и людей тоже.
Группа исследователей изучила органические остатки пищи, которые сохранились на стенках сосудов, на осколках керамики, и результаты исследований показали, что в разных уголках скандинавской Шотландии люди питались по-разному. При этом фрагменты керамики, подвергшиеся анализу, происходили с двух разных поселений. Одно из них – это Борнаис, расположенный на острове Южный Уист (Шотландия, архипелаг Внешние Гебриды). Второе поселение – Ярлсхоф. Оно находится на остров Менленд (Шотландия, Шетландские острова).
Главный результат исследования – открытие остатков животных и молочных жиров на фрагментах из Борнаиса. Этот результат подкрепляется находками останков животных. Вместе они свидетельствуют о том, что в диете местных жителей значительную роль играли коровы, овцы и олени. Обитатели поселения занимались молочным хозяйством весь исследованный период – от конца железного века до эпохи викингов. «Нет чётких свидетельств того, что с началом эпохи викингов возросло использование морских продуктов», – пишут авторы исследования.
Керамика из Ярлсхофа даёт совершенно другие сведения. Присутствие мононенасыщенных жирных кислот говорит о морском «меню». Вероятно, морепродукты более широко использовались на Шетландских островах.
При этом морепродукты могли использоваться не только в пищу, но и в других целях. Например, из них могли делать масло для светильников (при раскопках в Ярлсхофе находили лампы из стеатита).
«Хотя открытия с этих двух памятников точно нельзя распространять на весь регион, они показывают разнообразие экономических и культурных моделей в разных местах скандинавской Шотландии», – заключают авторы работы.
Дата: Воскресенье, 25.10.2015, 14:08 | Сообщение # 8
Виконт
Сообщений: 570
Немного мифов, истории и юмора
Nessie - Несси, что в имени твоем? А ничего страшного, вполне себе милое, нежное и вполне ласковое, и очень даже женское. Хоть речь и пойдет об озёрном чудовище
Несси это длинношеий плезиозавр с очень красивой шеей и целой свитой поклонников. В основном, учёных, конечно. К некоторым женщинам так и тянет умных мужчин.
Раньше они вообще день за днём сидели на берегу озера, мечтая хоть разок сфотографироваться с предметом своего обожания. В 1934 году вопрос о поимке Несси всерьёз рассматривался парламентом Шотландии, однако потомки гордых каледонцев решили не тревожить покой гордого озёрного чудовища. Несси показывалась только наиболее впечатлительным юношам, которые дрожащими руками делали размытые фотографии и постепенно превращали легенду в фарс.
В конце-концов, учёные, подобно всяким отвергнутым поклонникам, окончательно отреклись от Несси. Если сейчас у какого учёного спросить про Лох-Несское чудовище, вид у него будет такой, словно его окатили ледяной водой из шотландского озера.
На самом деле, все эти учёные - совсем не первые, кому мнились загадочные звери в горных озёрах. Первыми, конечно, были, кельты и пикты. У кельтов не было учёных и фотоаппаратов, но зато у них были друиды и резчики по камню, которые и запечатлели для потомков всю известную кельтам фауну на каменной глади дольменов и монолитов. К несчастью, до современных нам потомков эта энциклопедия так и не дошла, но вот древние римляне её застали.
Только один зверь остался ими не узнанным - "длинношеий водяной тюлень". Конечно, если бы изображение не было бы таким же размытым, как фотографии 20 века, римляне сразу бы признали плезиозавра. Или эласмозавра. "Водяной тюлень" - звучит как-то по-варварски, не находите? Кельты и сами не очень знали, что это за животное, но уверяли, что неоднократно встречали его. В конце концов, всё списали на Келпи - водяных лошадок.
Келпи - озёрные духи, большие любители розыгрышей. В образе лошади они подходили к людям и позволяли оседлать себя, а через мгновение неосторожный наездник уже несся галопом в сторону ближайшего озера. Нырнув в пучину, келпи исчезал во вспышке белого света и его смех ещё долго сопровождал промокшего до нитки счастливчика. Выбравшийся на берег редко протестовал и тоже радовался, так как знал: келпи сегодня в хорошем настроении. Когда у водяной лошадки выдавался скверный денёк, её наездников больше не видели.
У кельтов были соседи - пикты. На римском это означает "разукрашенные" - пикты имели привычку красить тело в синий и наносить на себя узоры, вызывающие эпилептические припадки у врагов. Выглядели пикты примерно так:
и римляне их слегка побаивались. Не то, чтобы римляне всерьёз могли бояться каких-то варваров, но на всякий случай, отгородились от них и скоттов стокилометровой стеной 5 метров в высоту, с дозорными башнями и сменой караула каждые двадцать минут. Страна, располагавшаяся к северу от Адрианова Вала получила поэтическое название Caledonia, что примерно означает "страна-суровых-мужчин".
Как-то раз, в 6 веке, к пиктам приехал сам Святой Коломба. Он вообще-то тогда ещё не был святым, хотя уже успел основать несколько монастырей, среди которых были: монастырь на острове Иона и Келлс, в которых иллюминировалась знаменитая Келлская Книга! Страницы этой книги полны узорами, которые до этого встречались лишь на телах и монолитах пиктов.
Коломба был монахом и миссионером, но в средневековой Европе это было всё равно, что иметь профессорскую степень в половине известных наук. Как к образованному человеку, к нему первому обратились пикты, когда некое чудовище из реки Несс отобедало местным жителем. Коломба недолго думая отправил в воду одного из своих спутников, и когда чудовище вернулось за добавкой, ловко, и почти не целясь, осенил его крестным знамением прямо с берега. Речной зверь скрылся в пучине и больше никого не ел, очевидно, решив стать добропорядочным христианином.
У Коломбы вообще, как видно был большой опыт в укрощении водяных чудовищ, так как, подобно многим ирландским святым, его изрядно помотало по морям в своё время. Ходят легенды, что он даже побывал в Америке примерно на тысячу лет опередив своего португальского тёзку.
После Коломбы Несси видели неоднократно, и даже вписали в несколько зоологических атласов. В 30е годы двадцатого века вокруг озера стали строить асфальтированные дороги, и число очевидцев возросло многократно. Однако, в это же время в округе остановился бродячий цирк, и все свидетельства списали на купающихся слонов, которых у цирка, видимо, был целый табун.
После этого озеро просвечивали сонарами, прослушивали микрофонами и снимали на видео. Совсем не удивительно, что Несси вела себя скрытно, как знаменитость, которую пытаются лишить возможности на личную жизнь. Я думаю, если бы не Коломба, кто-нибудь бы точно пострадал. В конце концов, всё списали на Сейши. Сейши - это аналог водяного духа, но только для учёных. Вообще, это стоячая волна, возникающая в водоёмах по различным причинам. Стоячая волна получается, когда отражение волны от берега складывается в резонансе с самой волной. Сейши могут появиться совершенно неожиданно, и высота волны в таких случаях возрастает столь быстро и значительно, что нетрезвому каледонцу без учёной степени сейши от келпи ну никак не отличить.
...Легенды, истории, рассказанные театральным шепотом за столиком в самом тёмном углу бара, научные наблюдения и отчаянные взывания к стихиям и водным духам, и, конечно, пасмурная хмурь Шотландии - вот, что действительно важно. Когда какой-нибудь искатель приключений всерьёз осознаёт это, где-то в глубине холодного Шотландского Озера, красивый длинношеий плезиозавр улыбается во весь свой по-дельфиньи зубастый рот. Совсем как келпи.
Дата: Воскресенье, 25.10.2015, 23:37 | Сообщение # 9
Fortune and love favor the brave
Сообщений: 40180
Аврора, как же интересно! И с таким юмором написано
ЦитатаАврора ()
Коломба недолго думая отправил в воду одного из своих спутников, и когда чудовище вернулось за добавкой, ловко, и почти не целясь, осенил его крестным знамением прямо с берега. Речной зверь скрылся в пучине и больше никого не ел, очевидно, решив стать добропорядочным христианином.
Коломба видимо имел богатый опыт в этом Эх, Нэсси, я когда-то интересовалась этим феноменом, статьи читала, фильмы смотрела Ириш, спасибо за интересную статью)))
Эйн Ог Маккримонс сидел на холме возле своего дома в Борререге, что на западе острова Скай. Сидел, сидел да так тяжко вздохнул, что трава полегла у его ног. Уже назначили день, когда в замке Данвеган состоится состязание волынщиков, где выберут лучшего из лучших, чтобы объявить его наследным волынщиком Маклеода из рода Маклеод.
Эйн тоже играл на волынке, да только не очень хорошо, и даже мечтать не мог, чтобы участвовать в состязании. Потому-то он и вздохнул. Его вздох услышала фея и пожалела Эйна Ог Маккримонса.
Она подлетела к нему и спросила, отчего он так печален. А когда он рассказал отчего, она молвила:
— Я слышала, как ты играешь, и нахожу, что совсем недурно. К тому же ты красив и нравишься мне. Я хочу тебе помочь.
Эйн прекрасно знал, что феям ничего не стоит превратить прозрачную воду источника в лучшее вино, или выткать из паутины пушистый шотландский плед, или заставить простую тростниковую дудочку исполнить нежную колыбельную. Словом, Эйн понял, что настала решающая минута в его жизни.
Он с чувством поблагодарил фею; оставалось только ждать, что дальше будет. Фея протянула ему серебряную дудочку с круглыми дырками для пальцев.
— Вот, возьми, — сказала она Эйну. — Вставь ее в свою волынку, и, стоит тебе прикоснуться к ней пальцами, она послушно исполнит сладчайшую музыку. И твоим сыновьям она будет повиноваться, как тебе, и сыновьям твоих сыновей, и их сыновьям, и так всем продолжателям рода Маккримонсов. Только помни: к этой серебряной дудочке вы должны относиться бережно и с любовью, потому что она не простая, а волшебная. Если случится, что кто-нибудь из Маккримонсов обидит или оскорбит ее чем-нибудь, ваш род навсегда потеряет свой музыкальный дар.
Эйн Ог взял волшебную дудочку и поспешил в Данвеган.
Там уже собрались все знаменитые волынщики горной Шотландии. Они один за другим исполняли на своих волынках те же мелодии, что играли их отцы и деды. И каждый новый волынщик, казалось, играет еще с большим мастерством, чем предыдущий.
Когда подошла очередь Эйна Ога, он вставил волшебную дудочку в свою волынку и заиграл.
Все слушали затаив дыхание. Никогда еще им не приходилось слушать такого волынщика.
И волынка была волшебная, и музыка лилась волшебная.
Сомнений не оставалось — вот кто достоин быть наследным волынщиком Маклеода из рода Маклеод.
Так все решили, и все так и вышло.
Судьи все, как один, заявили, что еще никогда не случалось им слушать такого волшебного музыканта.
С того дня Маккримонсы с острова Скай, поколение за поколением, оставались знаменитыми волынщиками и композиторами. Они основали в родном Борререге школу волынщиков, в которую стекались ученики со всех концов Шотландии и Ирландии.
Курс обучения в этой школе был не маленький: семь лет, чтобы стать просто волынщиком. Прослыть же хорошим волынщиком мог только тот, у кого в роду уже сменилось семь поколений волынщиков.
Прошли века, а Маккримонсы так и оставались волынщиками у Маклеодов, пока не настал день, который оказался роковым в их славной истории.
Глава рода Маклеод возвращался с соседнего острова Расей домой. Место волынщика было на носу его галеры, и занимал его один из Маккримонсов.
День выдался ветреный, и на море была сильная качка. Легкое судно так и швыряло вверх и вниз, вверх и вниз на вспененных волнах.
— Сыграй нам, Маккримонс, чтобы поднять наш дух, — попросил Маклеод.
Маккримонс прикоснулся пальцами к серебряной дудочке. Однако сильная качка мешала ему играть, пальцы то и дело соскальзывали, когда галеру бросало туда и сюда.
Буря разыгралась нешуточная. Накатившая волна обдала Маккримонса с ног до головы, брызги затуманили ему глаза, и он невольно взял несколько фальшивых нот.
Еще ни один волынщик из рода Маккримонсов не брал фальшивых нот на волшебной волынке!
И вот этот несчастный бросил в сердцах свою волынку, позабыв совсем о наказе доброй феи, подарившей серебряную дудочку Эйн Огу, хотя отец не раз рассказывал ему эту историю.
— Ах эта жалкая дудка! — воскликнул он в злую минуту. — Разве можно выжать из нее хоть одну правильную ноту!
Не успел он сказать это, как уже пожалел о своих словах. Про себя-то он знал, что они несправедливы.
Да было поздно.
Серебряная дудочка выскользнула из его рук и упала за борт в бушующее зеленое море.
Волшебные чары распались.
Ни сам Маккримонс, ни его сын, ни сын его сына не могли уже больше так хорошо играть на волынке. И слава знаменитой школы Маккримонсов вскоре угасла, а сама школа пришла в упадок.
Юлий Цезарь привёл свои войска в Британию в 55 году до н.э. "Злые языки нашептывали, что в Британию он вторгся будто бы в надежде найти там жемчуг, к которому он - что правда, то правда - испытывал слабость и нередко любовался красивыми жемчужинами, перекатывая их на ладони."
Жители острова оказали римлянам поначалу чересчур враждебный приём, ибо не ведали, что те пришли к ним с самыми благими намерениями. Доблестные и великодушные римляне жаждали поделиться с аборигенами всеми благами цивилизации, развить на острове промышленное производство, возвести города и виллы, настроить бани и спа-центры, а затем и принести островитянам свет божественной истины.
Однако, то было до нашей эры. Римляне окучивали южную часть острова и наслаждались бытиём. Так прошло 135 лет, наступила наша эра. И тут римляне вдруг пресытились гостеприимством аборигенов, и как истых романтиков их стал манить загадочный и далёкий север острова.
И вот, в 80-м году 9-й легион римлян под руководством Юлия Агриколы (Julius Agricola), правителя римской провинции Британия, организовано пустился в путешествие по южной Каледонии (так они обозвали будущую Шотландию), разумеется, с просветительско-познавательными целями. Легион оставил насиженные места в северной Англии и, наслаждаясь красотой пейзажа, трясинами и мрачными горами, двинулся в путь.
Однако, каледонийцы оказались чуть менее гостеприимными, нежели южные кельты. Вступать в открытые сражения у каледонийцев охоты не было. Да и как могли вооружённые одними лишь копьями, почти голые, одетые лишь в ужасающую раскраску пикты противостоять в чистом поле вооружённым острейшими мечами и закованным в прочнейшие латы легионерам.
Что могли противопоставить непримиримые аборигены железной дисциплине и воинскому опыту легионов? Конечно - уйти в подполье, в партизаны! К тому же и вся их лёгкая экипировка, или, правильнее сказать, почти отсутствие оной, позволяла каледонийцам то вдруг неожиданно появляться посреди топи и нападать на легионеров, чуть поотставших по причине развязавшихся шнурков (Всем урок - перед выходом из дома тщательно завязывайте шнурки на ботинках). Или скатятся с горы, ударят дубинкой втихаря, воткнут копьё в бедного римлянина и снова удирают в горку с лёгкостью лани. В общем, вели они себя явно не по-джентльменски - всё из-за засады да исподтишка. Да и дикий ландшафт был на руку каледонийцам: торфяные болота, хмурые горы, дикие леса, облачный свод над головой.
Но, так или иначе, с грехом пополам хотя и без больших сражений римляне добрались до линии Форт-Клайд и решили сделать её своей новой границей, оттяпав таким макаром себе всю южную часть Каледонии. Римляне намеревались удержать её посредством построенной цепочки фортов.
На протяжении трёх лет охранявших форты римлян мучила бессонница из-за постоянных шорохов подкрадывавшихся каледонийцев, выискивающих слабые места в укреплениях, а то и нападая на форты. Тогда не на шутку рассерженный Агрикола решил двинуться дальше на север, дабы показать строптивцам кто есть кто. Летом 83-го года поддерживаемый с моря Агрикола перешёл линию укреплений и неспешно, но уверенно двинулся вперёд. Каледонийские кланы на время забыли свои междоусобицы и объединились в борьбе против римской армии. Они не изменили своей тактики и организовали ночную атаку на 9-й легион, расположившийся на пикник на живописных берегах озера Лох-Ливен. И все доблестные легионеры до одного были бы перебиты пиктами, если бы вовремя не подошедшее подкрепление.
Перезимовав под укрытием фортов, римский полководец решил вновь нанести самый решающий удар, в очередной раз, несмышлёным пиктам, никак не могущим понять всей прелести римского владычества. Упрямые каледонийцы собрали свои силы и ждали римлян в районе Грампианского плоскогорья. Верховодил пиктами в то время вождь, вошедший в историю под именем Галгакий (Galgacus).
Итак, 30-тысячная армия пиктов противостояла 26-тысячной армии римлян. Но несмотря на казалось бы численное превосходство, каледонийцы уступали в экипировке, дисциплине и опыте таких больших битв. Зря они, конечно, изменили себе и ввязались в открытую битву. Уж я бы точно не стал так делать. Перед сражением каждый из полководцев выступил с речью перед своей армией, после чего битва и началась. Кровь лилась рекой, и не удивительно, что изменившие своей тактике пикты потерпели поражение. Они отступили, а наученный горьким опытом Агрикола не рискнул их преследовать в горах и вернулся к своим фортам.
30 лет спустя каледонийцы, забыв о поражении и собравшись с силами (т.е. нарожав очередную армию воинов), стали совершать дерзкие набеги на римлян, и те вынуждены были отступить к югу и оставить форты.
В 121 римский император Гадриан (Hadrian) сам посетил Британию и приказал построить стену между реками Solway и Tyne. Верно, он неправильно выбрал профессию, став воином вместо архитектора.
Стена представляла собой протянувшееся от моря до моря сооружение с расположенными примерно на равном расстоянии сторожевыми башнями.
Части этой стены, которые за два тысячелетия не успели разобрать на строительные материалы, можно и сегодня лицезреть на границе Англии и Шотландии.
А когда-то выглядело это всё примерно вот так:
Но империя на этом не остановилась. Через 20 лет очередной римский правитель Британии по имени Антоний (Antonine) обнаружил в себе скрытые таланты архитектора и приказал построить стену от реки Форт до реки Клайд (стена Антония). Её также не смогли до конца повергнуть в пыль ни время, ни дожди, ни хозяйственность местных жителей. Но такой расклад не устроил каледонийцев. И снова в них взыграл дух патриотизма и поднял пиктов на борьбу. И опять легионеры откатились на юг за стену Гадриана.
В 208 г. император Северий (Severius) строит морскую базу и по морю вторгается и пытается захватить Каледонию. Но на этот раз наученные опытом каледонийцы уклонялись от открытых сражений, ведя партизанскую войну, чем было очень приятно заниматься в горных массивах и покрывавших в то время Шотландию густых лесах. И не прошло и трёх лет, как Северий со своей голодной и измождённой армией вынужден был отступить и вернуться в Англию. А позади вспыхнуло настоящее восстание, и вскоре римляне оставили стену Антония и отступили за стену Гадриана, где они и оставались на протяжении примерно ста лет, в течении которых было относительное затишье в военных действиях.
Во второй половине четвёртого века северные племена до того набрались храбрости, что стали прорываться через стену Гадриана и совершать набеги на римские территории.
Одновременно через Северное море стали приплывать саксонские пираты. Ситуация была тяжёлой для империи и дома - в Италии, и легионы в 430 г. оставили стену Гадриана.
Таким образом, Шотландия, в отличии от Англии, никогда не была завоевана римлянами. Кто знает, что было бы, если римлянам всё же удалось бы захватить Каледонию, так же как и Англию. Одно я знаю наверняка - вся мировая история пошла бы другим путём.
Сент-Эндрюс – это одна из жемчужин восточного побережья Шотландии, находящаяся на берегу Северного моря, в историческом районе Файф (Fife). Город с древней историей, с которым ассоциируются: у религиозных зелотов его роль во времена Реформации с многочисленными мучениками, у школяров - с самым первым университетом в Шотландии, у спортсменов он известен как центр становления и развития гольфа, и не только в Британии, а мирового масштаба. ну что ж, давайте чуть прогуляемся для начала...
Предлагаю, как порядочные люди, войти через дверь, а точнее через массивные городские ворота, которые расположены в юго-восточной части города и называются Westport, т.е. Западные ворота.
Когда-то они являлись главным входом в старый город. Эти неприступные врата датируются 1589 годом, а герб наверху был добавлен в 1840 году. Если продолжить шагать вперёд по South Street, то вскоре слева вы увидите Holy Trinity Church, т.е. Церковь святой Троицы, которая была возведена ещё в 1163 году, потом перестраивалась, и нынешнее здание оносится где-то к началу 15-го века.
Через пару шагов на противоположной стороне улицы можно увидеть длинное, уходящее вглубь здание колледжа имени святой Марии (St Mary's College). Он был основан в 1538 году архиепископом Джеймсом Битоном, дядей злополучного кардинала Дэвида Битона. Сегодня он тоже часть университета.
South Street упирается в кафедральный собор Сент-Эндрюса, точно в то, что от него осталось после совместной деятельности бесчинствовавших реформаторов-протестантов и приятной шотландской погоды.
Христианские богослужения на этом месте начали проводиться в 9-м веке, когда кельтские священники поставили на берегу бухты первую церковь, которая вскоре была заменена на капитальное строение - Церковь святой Марии на скале (St. Mary-on-the-Crag), очертания фундамента которой до сих пор видны на берегу.
Скорее всего именно в этой церкви и хранились мощи святого Андрея, если это правда, что они были доставлены сюда Регалием 9 впоследствии - стой Рулс). Через три столетия кельтские богослужения были вытеснены романо-католическими. На месте будущего собора была построена церковь Святой Троицы. Возведение же собора началось в 1159 году. Но только в 1318 году он был освящён королём Робертом Брюсом. Говорят, что он продефилировал по проходу собора на коне. А вот мощи святого Андрея исчезли. Да... По одной версии, кельтские священники, не желая, чтобы мощи остались в католической церкви, увезли их в монастырь св. Серфа на озере Лох Левен. По другой теории, мощи были выброшены иконоборцами времён Реформации. Также обвиняют реформаторов 16-го века и в разрушении самого собора. Скорее всего они действительно срывали иконы и ломали статуи, но сам собор пришёл в упадок также и под ударами суровых ветров Северного моря, напор которых не мог выдержать его шикарный дизайн. Так что, штормы и пожары завершили труды усердных протестанстских реформаторов и привели когда-то дивный собор в состоянии разрухи и запустения. Но смышлёные жители города подумали : "А чего добру-то пропадать?" и использовали камни кладки собора для строительства других городских сооружений, оставив для туристов последующих веков эти романтические руины. Сегодня развалины Кафедрального собора притягивают своей умиротворенной обстановкой. Можно побродить среди старинных надгробий знаменитых государственных деятелей, священников, игроков в гольф, а заодно послушать звуки прибоя и поразмышлять о тленности бытия.
Обязательно взберитесь по узкой винтовой лестнице на вершину башни святого Рулса, чтобы окинуть взором старый город.
Говорят, что в башне туристы иногда встречают призрак «Белая Леди из Сент-Эндрюса». Мне как-то с этим делом не повезло. Согласно легенде, это жертва религиозных гонений протестантов, которой было всего 21 год, когда её того... сожгли. И теперь она ходит по окрестностям аббатства, рядом с тем местом, где она была сожжена, пытаясь взять в толк, за что её всё же загубили, изверги, а заодно и попугать несведущих туристов во время мглистых вечеров.
Сразу за аббатством, с восточной стороны, находится старинная гавань, которая появилась там, как полагают, ещё в 13-м веке.
А вот главный причал, мол и волнорез в их сегодняшнем виде были построены около 1656 года, когда у честных горожан появилась возможность тырить камни от заброшенного замка, ну, и от того, что ещё осталось к тому времени от аббатства. Сегодня у студентов местного универа вошло в моду каждое воскресенье после службы в часовне колледжа святого Сальватора облачаться в свои красные мантии и совершать променад вдоль моря с заходом на мол.
Далее можно вернуться вдоль моря и оказаться около развалин епископского замка, посетить которые надо непременно. Там есть на что взглянуть и что прочувствовать, особенно если у вас хорошее воображение.
Если выйти из замка, то в нескольких шагах справа можно лицезреть прямоугольное строение колледжа святого Сальватора. Сам колледж является частью местного университета и был основан в 1450 году для изучения теологии и изящных искусств. К этому же времени относятся и эти здания.
В фольклоре британских островов есть целые народы волшебных существ, которые могут сильно отличаться от всех остальных. Селки (шелки, роаны), люди-тюлени - один из таких народов. Легенды о селки встречаются по всем Британским островам, хотя чаще всего о них рассказывают в Шотландии, Ирландии, на Фаррерских и Оркнейских островах. Название этих волшебных существ происходит от старошотландского selich - «тюлень». Внешне селки напоминают человекоподобных тюленей с нежными карими глазами. Когда они сбрасывают тюленьи шкуры и появляются на берегу, то предстают как прекрасные юноши и девушки. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха.
Они считаются ангелами, которых выгнали из рая за мелкие провинности, но провинностей этих оказалось недостаточно для преисподней. Согласно другому объяснению, они были некогда людьми, за грехи сосланными в море, но им позволено на суше принимать человеческий облик. Некоторые верили, что их душам доступно спасение.
Селки порой выходят на берег для своих праздников, сбрасывая тюленьи шкуры. Если шкуру похитить, морская фея не сможет вернуться в океан и будет вынуждена остаться на суше. Селки могут одарить человека богатствами с затонувших кораблей, но могут также рвать сети рыбаков, наслать шторм или уводить рыбу. Если пойти к морю и пролить в воду семь слезинок, тогда селки будет знать, что кто-то ищет встречи с ним. И на Оркнеях, и на Шетландах верили: если пролить кровь тюленя в море, то поднимется шторм, который может оказаться гибельным для людей.
Дата: Воскресенье, 07.02.2016, 00:12 | Сообщение # 15
Виконт
Сообщений: 570
Мавзолей Уордлоу усыпальница "Старого Лиса"
Мавзолей находится на територии Уордлоу кладбища, расположенного в верхней части Уордлоу роуд в Киркхилл/Kirkhill, в 8 милях к западу от Инвернесса. Он был построен в 1634 году в качестве места захоронения для лордов клана Фрейзеров из Ловата, на окраине приходской церкви. В 1722 году лорд Ловат надстроил крышу и добавил башню. Этим лордом был "Старый Лис" участвовавший в Якобитском Восстании, который позже был захоронен в склепе. После трагических событий Ловаты не могли поддерживать свои владения до начала 19 века. Здание пришло в упадок, и лишь в 1990-х был сформирован целевой фонд, чтобы спасти его.
Мавзолей был реставрирован и занесен в список Grade 'A' Истории Шотландии, на самый высокий уровнь значимости.
Дата: Понедельник, 08.02.2016, 18:42 | Сообщение # 17
Виконт
Сообщений: 570
Irina, Спасибо за внимание! Да, интересно, сколько всего удивительного хранит в себе Шотландия. Сквозь века сохраняет и передает новым поколениям свой колорит.
Сражение при Каллодене, произошедшее в ходе Второго якобитского восстания 16 апреля 1746 года в окрестностях Каллодена, селения в северной Шотландии неподалеку от города Инвернесс, между шотландским ополчением под предводительством Чарльза Эдуарда Стюарта, претендента на британский престол, и правительственными британскими войсками, под начальством герцога Камберлендского; шотландцы были разбиты, но сам Чарльз и остатки его армии успели спастись.
К моменту, когда войска якобитов и правительственная армия встретились при Каллоден Муре, под командованием герцога было 8000 английских солдат, в основном — пехота. Между прочим, и в ее составе были шотландские подразделения. Кавалерии, было мало (3 эскадрона) и она не имела боевого опыта, ее спешно формировали из отрядов, несших караульную службу на побережье, где они охотились за контрабандистами. Артиллерии насчитывалось 10 3-х фунтовых пушек и 10 полевых мортир.
Вопреки представлению о шотландском клановом ополчении, как о прирожденных воинах, каждый из которых, выступая в поход, имел круглый щит, пистолет за поясом или мушкет за спиной, а также знаменитый шотландский широкий палаш или меч — такая экипировка была лишь у немногих. В основном, ее имели немногочисленные шотландские офицеры.
Армия принца Чарльза была сильна боевым духом, но плохо вооружена. Огнестрельное оружие имело не более половины шотландцев, остальные были вооружены чем попало, вплоть до кос, переделанных в пики, топоров и вил. Когда после битвы при Каллодене англичане собирали трофеи, они подобрали 2320 мушкетов и пистолетов и только 190 палашей. Но пока противники только готовились к решающему сражению.
Армия Чарльза Стюарта насчитывала до 7000 человек, перевес был на стороне англичан. Вся армия якобитов была пешей, исключая горстку, всего 150, кавалеристов. Артиллерии у якобитов было вдвое меньше, чем у англичан — 11 пушек такого же калибра.
Обе стороны построили свои войска в две линии. В первой, более плотной, у шотландцев стояли наиболее стойкие «хайлендеры», кланы горных горцев, во второй — «лоулендеры», менее многочисленные и хуже вооруженные кланы равнинных шотландцев. Там же, среди них, выделялись два полка французской (ирландской) бригады (всего около 700 солдат регулярной пехоты), их мундиры красного цвета, мало отличались от английских.
Герцог Кумберледский также построил свои «красные мундиры», 16 батальонов, в две линии, равномерно распределив артиллерию по фронту. Кавалерия встала эскадронами по флангам.Обе армии выделили небольшой резерв. Как и при Фалкирке шел дождь, но теперь ветер нес его в лица шотландцам.
Сражение началось с артиллерийской канонады. Более опытные английские артиллеристы, и их более многочисленная артиллерия сосредоточили огонь на первой линии якобитов, где стояли лучшие силы мятежников. Большой ошибкой Чарльза Стюарта было поставить свои войска на открытой позиции, где они сразу понесли потери. Ожидая, что англичане первыми пойдут в атаку и собираясь дать оборонительное сражение, принц полчаса ничего не предпринимал, а все это время британские ядра косили ряды его горцев.
Тогда Чарльз Стюарт и лорд Мюррей решились на атаку. Горцы отважно ринулись вперед, встреченные картечью британских пушек и дружными залпами британских батальонов. Но это их не остановило и волна атакующих врезалась в британские шеренги левого фланга, где стояли 4-й и 37-й пехотные полки англичан. За несколько минут жестокой рукопашной свалки один только 4-й пехотный полк потерял знамя и 108 человек из 373 личного состава. Казалось, еще минута, и британцы будут сломлены.
Но командовавший второй линией англичан генерал Хуск бросил в контратаку сразу три полка — всего 1070 штыков. Они ударили в лоб наступавшим шотландцам. Еще несколько батальонов Хуск направил в обход, сформировав фронт в виде буквы «Г». Якобиты оказались под двойным ударом: с фронта и с фланга и заколебались. В свою очередь, стоявшие в центре и на левом фланге шотландские кланы тоже пошли вперед, пытаясь помочь своим товарищам, наступательный порыв которых уже иссякал.
Но это подкрепление вынуждено было идти по болоту и обходить его, в то время, как английские пушки центра поливали их картечью.
Из за этой задержки, якобитам не удалось развить свой удар. Их правый фланг, понесший огромные потери, буквально рассыпался, вся первая линия потеряла остатки боеспособности и стала разваливаться.
Лорд Мюррей, фактически командовавший повстанческой армией, пытался спасти положение, двинув в атаку еще не участвовавшие в битве отряды и среди них, своего рода гвардию — полк «Королевских шотландцев» (Royal Écossois). Это были шотландцы, ранее служившие во французской армии, попавшие в плен или дезертировавшие на родину.
В армии якобитов они составили элитный отряд. Но положение спасти было уже невозможно. Единственное, что смогли Royal Écossois — это отступить, сохраняя порядок и сражаясь, тем самым немного сдержав англичан и дав возможность принцу Чарльзу бежать. Ирландская бригада ничего выдающегося в битве не совершила. Хотя, если исходить из того, что в плен из ее состава попали только 200 с небольшим человек, то остальные 2/3 ирландцев, очевидно, пали с честью, выполнив свой долг.
На этом битва при Каллодене, (как и восстание якобитов) завершилась. Англичане потеряли до 300 убитыми и ранеными, якобиты — 1500 — 2000 убитыми и ранеными, около 400 пленных.
За голову принца Чарльза была назначена награда в 30 000 фунтов, но он, после нескольких недель скитаний и приключений, сумел все же перебраться в Европу.
"Битва при Каллодене ознаменовала конец кланов... конец образа жизни шотландских горцев"
Знатные лидеры из числа повстанцев были казнены, более 3000 якобитов брошены в тюрьмы, но постепенно амнистированы. Битва при Каллодене была последней битвой между англичанами и шотландцами и последним сражением на территории Англии. Источник
Сражение при Калло́дене (англ. Battle of Culloden) — сражение, произошедшее в ходе Второго якобитского восстания 16 апреля 1746 года в окрестностях Каллодена.
Каллоден / Culloden (Великобритания, 1964; с русскими субтитрами)
Далекий 1746 год, 16 апреля, холодный весенний день, армия шотландских якобитов готовится дать решающее сражение британцам. Надменный принц Карл Эдвард Стюарт не может решить, послать ли ему в атаку свою армию, набранную в основном из горцев-пастухов и небольшого числа ирландских и французских наемников. На кону независимость Шотландии, а войска шотландцев уже показывали свою мощь под руководством лорда Джорджа Марри. Но в этот раз принц прислушался к генералу-адьютанту О'Салливану, выбравшему в качестве поля битвы непригодную болотистую равнину. Стоявшие на открытой местности войска шотландцев были изрешечены артиллерией, а затем расстреляны из ружей и добиты штыками. Чтобы нанести кровавое и окончательное поражение шотландцам британцам потребовалось около часа.
Битва при Куллодене и последующие за ней события стали для Уоткинса актуальной аллюзией с империалистическими и колониальными войнами современности – во Вьетнаме, Северной Ирландии. Не только тупость шотландских генералов, сдавших рядовых на пушечное мясо, но и кровавая жестокость британских военных, добивавших раненых и устроивших настоящий геноцид в мирных поселках. «Каллоден» рассказывает об ужасной трагедии простых горных шотландцев, чьё бездарное начальство в лучших феодальных традициях отправило их на смерть, а затем трусливо сбежало, оставив на растерзание соплеменникам и британским оккупантам.
Как пишет сам режиссёр фильма: «Это были 60-е, и американская армия "умиротворяла" гористую вьетнамскую местность. Мне хотелось провести параллель между этими событиями и тем, что произошло в наших собственных британских высокогорьях двумя столетиями ранее; в том числе — почему наши знания о том, что происходило после "Каллодена", в основном ограничивались экзотическим изображением "Красавчика принца Чарли" на этикетке бутылки виски "Драмбуи". Во-вторых, я хотел порвать с традиционным использованием в исторических мелодрамах профессиональных актёров, равнодушно уклоняющихся от реальности, в которой они существуют, и использовать любителей - простых людей - в реконструкции их собственной истории. Многие из людей, играющих Горную армию в нашем фильме - прямые потомки тех, кто пал при Каллоден Муре».
Субтитры: Алексей Хромов Историческая консультация: Rexy-Craxy, Калибан
Аврора, благодарю за эту чудесную Песнь о клане МакКримонсов... Разбередила мне она душу настолько, что вспомнилась и ещё одна легенда, о чём недоподлинно известно было это или не было.
Легенда о волынщике
С той поры прошло много лет, а может, и веков. И вот однажды король Ирландии призвал на представление бардов и волынщиков, ибо они говорят с Богами. И их привели к нему друиды, а может быть, и монахи. И среди них был некий молодой волынщик из потерявшего свою гордость клана МакКримонсов. С детских лет был он связан с музыкой так, как может связать человека только обручение с невестой.
И он и желал, и боялся выступить на состязании, боялся и исказить Королю волю Богов. Да и более того, - плохо сыграешь, прогневается Король, - и на костёр возведут монахи, и отвернутся друиды в большой печали. Но хуже того было то, что душа его не принимала и малейшего искажения Небесной Гармонии и воли Богов. В печали сидел он на берегу ручья, и в его струях как в струнах слушал он необычную музыку и веселила она его обеспокоенное сердце. и вдруг возникла перед ним странная Женщина. Не молода она была, но и не стара, не сметливостью не отмечена, как крестьянская дочь, но и наивности в ней не заметил бы и самый мудрый из старцев, и набожности как в монахине не было в ней, а при том - будто сама Богиня.
- Сыграй мне, юноша, ту Музыку, что вознесёт меня к Небесам, что растворит любое горе, что принесёт покой умирающему и благословение младенцу. - Я сыграл бы тебе, госпожа, но опечалено сердце моё, обеспокоено оно. боюсь, не смогу вознести я тебя на Небо своей музыкой. И она ответила так: - Скажи, ты любишь музыку в себе или себя в музыке? От твоего выбора зависит не только моё сердце, которое может возликовать, а может и пасть в отчаяние, и не только твоя жизнь на состязании. От того, что выберешь ты зависит и сама Музыка. и её Достоинство. И прислушался он к словам леди и услышал ту музыку в ручье, что никогда не боялась ни гордыни, ни поношения, не смеха или восторга людского, а была простой и естественной, как видно, и сами боги на небе, чего не дано испытать человеку. И сказал он Женщине: - Что ж, дорогая леди, я сыграю тебе. Но не свою музыку, ибо недостоин человек играть Богине, а ту музыку, что слышу я в струях друга моего Ручья, - нет в ней ни спеси и ни страха, ни горя и не беспокойства. И он заиграл так божественно, будто выбрал между собой и Музыкой - музыку, а не себя. И играл так долго, что не понял, как оказался на состязании, а очнувшись, увидел, что он во дворце Короля, молчат придворные, молчат монахи и друиды, а король лежал ниц. И сказал Король: - Сегодня сама Музыка посетила Ирландию, и я услышал ответ от Богов, как падут все страны, все города мира, все человеческие миры, но никогда не падёт Ирландия.
После этой истории этот молодой волынщик удалился в лес и более его никто не видел. Говорят только, что те музыканты, кому посчастливиться встретить его в лесах и и спросить благословение, тоже принесут на Землю толику Неба, и называют среди них таких музыкантов, как Silly Wizard и Loreena McKennitt
Сообщение отредактировалаAelflaeda - Пятница, 13.05.2016, 14:57
Скара-Брей (Skara Brae) — крупное и хорошо сохранившееся поселение эпохи неолита, обнаруженное у залива Скейл на западном побережье острова Мейнленд,Оркнейские острова, Шотландия. Состоит из 8 домов, объединённых в блоки, которые были населены в период примерно 3100-2500 гг. до н. э. Это — наиболее хорошо сохранившееся европейское поселение эпохи неолита — степень сохранности такова, что памятник включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из четырех в объекте Памятники неолита на Оркнейских островах.
Аналогичное поселение, более крупное, но хуже сохранившееся,обнаружено в 10 километрах юго-восточней, в Барнхаузе.
Открытие и характеристика:
Длительное время поселение Скара-Брей было скрыто под слоем осадочных пород, пока в 1850 г. в результате сильного шторма зимой холм не оказался очищен от слоя травы. Внутри были обнаружены следы деревни, состоявшей из нескольких небольших домиков без крыш. Жилища, сооруженные в холмах, относятся к позднему неолиту.
Очертания поселения определил и начал первые раскопки УильятУотт, помещик Скайла. После очередной бури в 1926 г. раскопки Скара-Брэя провёл Гордон Чайлд. Здания были сооружены из слюдянистого песчаника, подвергшегося естественной эрозии под воздействием океана. По мнению археологов, когда-то эти сооружения были покрыты деревянными крышами, которые со временем разрушились. Поставка древесины в эту местность была ограниченной, однако из близлежащего океана можно было добыть достаточное количество слюдянистого песчаника, чтобы подобрать подходящие по форме друг к другу куски.
Полки в домах свидетельствуют о наличии у жителей домашней утвари.
Жители Скара-Брей, по-видимому, изготавливали и использовали желобковую керамику. Вокруг домов сооружались земляные курганы, служившие естественной защитой и опорой для домов, при этом сами дома сооружались на ранее существовавших кучах останков мусора. Хотя мусорные кучи обеспечивали домам некоторую устойчивость, в первую очередь они служили изоляцией от сурового оркнейского климата. В среднем площадь каждого из домов составляла 40 квадратных метров. В каждом доме имелась крупная квадратная комната с большим очагом, который использовался для обогрева и приготовления пищи. Поскольку на острове росло немного деревьев, люди Скара-Брэй покрывали дома лесом, прибитым к берегу, китовыми костями и дёрном.
В жилищах имелись предметы каменной мебели, в том числе своего рода шкафы для посуды, одежды, сиденья и сундуки. Кроме того, в посёлке была предусмотрена сложная система канализации, в каждом из жилищ имелось нечто вроде туалета. В семи домах обнаружена схожая мебель, при этом кровати и своеобразные «шкафы» были расположены на одних и тех же местах в каждом доме. Шкаф стоял у стены напротив двери, и его в первую очередь видел каждый входивший в дом. В восьмом доме шкафы или сундуки не обнаружены, однако он был разделен на небольшие ячейки. При раскопках данного дома были обнаружены фрагменты камней, костей и оленьих рогов. Вероятно, этот дом использовался как мастерская для изготовления простых орудий, например, костяных игл или кремневых топоров.
Вид с воздуха на поселение; здание 7 покрыто защитной плёнкой. На заднем плане видно современное побережье.
Резные каменные шары из Тови в Абердиншире, подобные найденным в Скара-Брэй, около 3200—2500 гг. до н. э.
В Скара-Брэй обнаружен самый ранний образец человеческой вшиPulex irritans в Европе.
По данным радиоуглеродного анализа, Скара-Брэй был населён с3100 г. до н. э. и до перемены климата около 2500 г. до н. э., когда он был, покинут обитателями.
Хотя видимые сохранившиеся здания производят впечатление единого целого, по-видимому, часть древних сооружений была поглощена морем. Кроме того, ещё не исследованные останки сооружений существуют поблизости, на территории сельскохозяйственных полей либо вблизи скал. Их датировка неизвестна.
В Скара-Брэй обнаружено несколько загадочных резных каменных шаров.
Сходные памятники на Оркнейских островах:
Аналогичным памятником является неолитическое поселение Риньо на острове Раузи. Необычным является то, что на Раузи не обнаружено гробниц типа Мейсхау. Несмотря на наличие большого количества камерных каирнов, их создателями являются люди анстенской керамики).
Примером хорошо сохранившегося фермерского поселения на Оркнейских островах является Нэп-оф-Хауар на острове Папа-Уэстрей. По планировке он подобен Скара-Брей, но относится к более раннему периоду, 3500 — 3100 до н. э., и считается наиболее старым из сохранившихся зданий в северной Европе.
Оutlander является собственностью телеканала Starz и Sony Entertainment Television. Все текстовые, графические и мультимедийные материалы,
размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях.
Оригинальные материалы являются собственностью сайта, любое их использование за пределами сайта только с разрешения администрации.
Дизайн разработан Стефани, Darcy, Совёнок.
Запрещено копирование элементов дизайна!